Сайт учителя ОПК и ОРКСЭ Галаган Ольги Александровны

Пятница, 26.04.2024, 10:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Эссе "Я-Учитель" | Регистрация | Вход

Эссе «Я - учитель».

«… пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им…»

(Лк.18, 16)

 

В деятельности учителя главное - научиться говорить на одном языке с тем, кого он учит. Это стало аксиомой для начинающего учителя. Учитель и ученик должны понимать друг друга. Проработав много лет в школе, я часто задаю себе вопрос, почему зачастую этого не происходит? Наверное, потому, что каждый вкладывает в понятия свой смысл. Слова произносят одни и те же, а осознают по-разному . Успокаивать себя тем, что непонимание часто возникает не только между учителем и учеником, но и между самыми близкими - детьми и их родителями, не получается. И это, на мой взгляд, является серьезной проблемой, ибо, исказив смысл слова, мы наполняем его новым содержанием. А если это слово определяет понимание базовых ценностей, то в результате меняется и смысл всей нашей жизни. Поэтому задача учителя - научить воспринимать слово в его истинном смысле. Наши ученики должны отличать добро от зла. Выбор делать легче, если в основе его лежит любовь…

Учитель - наставник, преподаватель, педагог. А что обозначает слово «педагог»? В переводе с греческого – «детоводитель». Это понятие зародилось в античности. В античные времена родители брали раба, приставляли его к ребенку, и этот раб водил ребенка в школу. Детоводитель - не свободный человек, а «раб водящий».

Иногда педагог в нынешних условиях рыночной экономики думает, что он свободен и может делать все, что хочет. Возможно ли, в нынешних условиях вернуть отношение к учителю как к наставнику, а не как к обслуживающему персоналу? На чем может держаться авторитет профессии учителя? Что нужно изменить в системе образования, чтобы он стал возможен? Как преодолеть эту проблему и  сделать так, чтобы учитель был в первую очередь наставником, а не «лицом, оказывающим услуги в сфере образования». Эти вопросы мучают не только меня, но и других моих коллег.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Россия сделала ошибку, превратив образование в сферу услуг.   «Преподаватель – не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания, это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни». Конечно, нужно помнить, что педагог все же «раб водящий»: он обязан вести ребенка не куда хочет, а куда должен. Поэтому Учитель чётко должен знать путь, по которому собирается вести ученика, потому что детоводитель идет по нему вместе с ребенком. Если учитель не несёт в себе сверхзадачу, если он думает, что его забота - дать знания, а остальное, хоть трава не расти, то он презираемый детьми «училка» (а для их родителей - обслуга). Не так это было на Руси. Навязываемый российскому учителю статус «училки» и лакея пришёл к нам с западных и американских матриц и поэтому не приемлем нами. 

«Ребенок отличается от взрослого прежде всего тем, что он - существо растущее, развивающееся. Со светской точки зрения детство - определенный период в жизни человека, а с точки зрения православия детство - это есть вся жизнь, потому что земная жизнь - это детство нашей вечной жизни», - говорил ведущий специалист в области православной педагогики архимандрит Георгий (Шестун). «Будьте как дети»- говорил Христос, это значит: всегда растите, совершенствуйтесь. Это и является основой для учителя.

Каждый школьный предмет будь то математика, физическая культура или трудовое обучение призван не только к интеллектуальному и творческому развитию наших детей, но и к возвышению их душ, просвещению светом Истины. Обращаясь к героической и святой истории нашего народа и государства, учитель должен возжигать в сердцах своих учеников огонь жертвенного, бескорыстного служения своей Родине.

Главная проблема современной школы, как мне кажется, кроется в личности учителя, его нравственности, профессионализме. Я работаю в школе девятнадцать лет, обычная учительница. Одни и те же интонации, одни и те же вопросы, одни и те же ответы. Я – учитель математики. Размышляя сейчас над тем, чего же во мне больше, «учителя» или «математика», понимаю, что это соотношение имеет свойство изменяться. Когда в роли учителя я перешагнула порог школы, то во мне было много «математика» и мало «учителя». Помню, как я хотела работать непременно в  классах, где  дети увлечены математикой, решать с ребятами олимпиадные задания. Не скажу, что всё было напрасно:   встречались такие  дети, которые откликались на мою бурную деятельность. Но многие, к сожалению, не воспринимали моего энтузиазма. И вот тогда я стала «растить» в себе «учителя». Искать пути, методы, приёмы, чтобы достучаться до каждого. Я вновь и вновь перечитывала Коменского Я., Сухомлинского В. А., изучала опыт педагогов-новаторов.  И всё больше склонялась к выводу, что не могу взять чей-то опыт  в готовом виде и сделать его частью своего. Но могу и обязана, пропустив через себя всю мощь их теорий, поисков и находок, найти свой путь. Во мне не стало меньше «математика», но я чувствовала, что «учителя» становится всё больше.

Обращение к курсу основ православной культуры - это возможность личностного, человеческого, профессионального роста. Это возможность прикоснуться к совершенно другому материалу.  Известно,  что незавершенное действие запоминается легче, а его продолжение ожидается с нетерпением. Достаточно вспомнить современные «мыльные оперы», прокручиваемые на ТВ. Российская школа  рассматривает  урок как завершенное действие. Преподавая предмет основ православной культуры, я усвоила: если подача материала оборвалась на самом интересном месте, то на следующем уроке, дети - соавторы учителя. Причем, в общении с  маленькими детьми, которым безумно интересно, которые зажигаются и глазенки горят, нельзя лицемерить.  Вот вопрос: тебе - вот ради этого, ради детской радости, тебе - неужели этот диалог не интересен? А если диалог не интересен, то нужно уходить из профессии. - Мне интересны горящие глаза детей.

Работа в школе - радость и горечь, взлеты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она окажется будничной: тетради, журналы, уроки… . А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребенка. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру.

Мой выбор - постижение мира вместе с моими учениками, «научение» воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 77

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0