Эссе «Я - учитель».
«… пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им…»
(Лк.18, 16)
В деятельности учителя главное - научиться говорить на одном языке с тем, кого он учит. Учитель и ученик должны понимать друг друга. Почему зачастую этого не происходит? Потому что каждый вкладывает в понятия свой смысл. Слова произносят одни и те же, а осознают по- разному. Непонимание часто возникает не только между учителем и учеником, но и между детьми и их родителями. Это является серьезной проблемой, поскольку, исказив смысл понятия, мы наполняем его новым содержанием, а если это понятие имеет отношение к базовым ценностям, то в результате меняется и смысл всей нашей жизни. Наши ученики должны научиться отличать добро от зла.
Учитель - наставник, преподаватель, педагог. А что обозначает слово «педагог»? В переводе с греческого – «детоводитель». Это понятие зародилось в античности. В античные времена родители брали раба, приставляли его к ребенку, и этот раб водил ребенка в школу. Детоводитель - не свободный человек, а «раб водящий».
Иногда педагог в нынешних условиях рыночной экономики думает, что он свободен и может делать все, что хочет. Возможно ли, в нынешних условиях вернуть отношение к учителю как к наставнику, а не как к обслуживающему персоналу? На чем может держаться авторитет профессии учителя? Что нужно изменить в системе образования, чтобы он стал возможен? Чтобы преодолеть эту проблему, сделать так, чтобы учитель был в первую очередь наставником, а не «лицом, оказывающим услуги в сфере образования».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Россия сделала ошибку, превратив образование в сферу услуг. «Преподаватель – не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания, это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни». Нужно помнить, что педагог все же – «раб водящий»: он обязан вести ребенка не куда хочет, а куда должен. Учитель должен знать путь, по которому собирается вести ученика, потому что детоводитель идет по нему вместе с ребенком. Если учитель не несёт в себе сверхзадачу, если он думает, что его забота дать знания, а остальное хоть трава не расти, то он презираемый детьми «училка» (а для их родителей - обслуга). Не так это было на Руси. Навязываемый российскому учителю статус «училки» и лакея пришёл к нам с западных и американских матриц.
«Ребенок отличается от взрослого прежде всего тем, что он - существо растущее, развивающееся. Со светской точки зрения детство - определенный период в жизни человека, а с точки зрения православия детство - это есть вся жизнь, потому что земная жизнь - это детство нашей вечной жизни», - говорил ведущий специалист в области православной педагогики архимандрит Георгий (Шестун). «Будьте как дети»- это значит: всегда растите, совершенствуйтесь.
Каждый школьный предмет будь то математика, физическая культура или трудовое обучение призван не только к интеллектуальному и творческому развитию наших детей, но и к возвышению их душ, просвещению светом Истины. Обращаясь к героической и святой истории нашего народа и государства, учитель должен возжигать в сердцах своих учеников огонь жертвенного, безкорыстного служения своей Родине.
Главная проблема современной школы кроется в личности учителя, его профессионализме, нравственности. Вот я работаю в школе девятнадцать лет, обычная учительница. Одни и те же интонации, одни и те же вопросы, одни и те же ответы. Я – учитель математики. Размышляя сейчас над тем, чего же во мне больше, «учителя» или «математика», понимаю, что это соотношение имеет свойство изменяться. Когда в роли учителя я перешагнула порог школы, то во мне было много «математика» и мало «учителя». Помню, как я хотела работать непременно в классах, где дети увлечены математикой, решать с ребятами олимпиадные задания. Не скажу, что всё было напрасно: встречались такие дети, которые откликались на мою бурную деятельность. Но многие, к сожалению, не воспринимали моего энтузиазма. И вот тогда я стала «растить» в себе «учителя». Искать пути, методы, приёмы, чтобы достучаться до каждого. Я вновь и вновь перечитывала Коменского Я., Сухомлинского В. А., изучала опыт педагогов-новаторов. И всё больше склонялась к выводу, что не могу взять чей-то опыт в готовом виде и сделать его частью своего. Но могу и обязана, пропустив через себя всю мощь их теорий, поисков и находок, найти свой путь. Во мне не стало меньше «математика», но я чувствовала, что «учителя» становится всё больше.
Обращение к курсу основ православной культуры - это возможность личностного, человеческого, профессионального роста. И вдруг - возможность прикоснуться к совершенно другому материалу. Все знают, что незавершенное действие запоминается легче, а его продолжение ожидается с нетерпением. Достаточно вспомнить современные «мыльные оперы», прокручиваемые на ТВ. Однако российская школа упрямо строит урок завершено. Преподавая предмет основ православной культуры, я усвоила: если подача материала оборвалась на самом интересном месте, то на следующем уроке, дети - соавторы учителя. Причем, в общении с достаточно маленькими детьми, которым безумно интересно, которые зажигаются, и глазенки горят. И тут нельзя лицемерить. И вот вопрос: тебе вот ради этого, ради детской радости, тебе - неужели этот диалог не интересен? А если диалог не интересен, то нужно уходить из профессии. Мне интересны горящие глаза детей.
Работа в школе - радость и горечь, взлеты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она окажется будничной: тетради, журналы, уроки… А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребенка. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру.
Мой выбор - постижение мира вместе с моими учениками, «научение» воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
|